Эволюция подбора ортокератологических линз
Кэйти Харроп
Для многих специалистов ортокератология (орто-К) кажется совсем недавним явлением и, возможно, что она только и привлекла их внимание из-за растущего оживления вокруг её применения как варианта контроля миопии. Первое обсуждение орто-к линз с пациентами обычно вызывает удивление, а иногда и скептицизм. Однако ортокератология в той или иной форме существует уже несколько десятилетий. В этой статье мы рассмотрим эволюцию этого метода, а также то, как клинические и технологические достижения привели нас к тому, где мы находимся сегодня.
Рождение ортокератологии
В качестве самой ранней иллюстрации изменения формы роговицы для исправления близорукости часто приводится пример, когда китайцы в древние времена спали с маленькими мешочками с песком на веках. И хоть этот пример не связан с контактными линзами, он демонстрирует, что принцип уплощения роговицы для улучшения зрения невооруженного глаза не нов.
Когда в 1950-х годах впервые вошли в обиход жесткие роговичные линзы из ПММА, специалисты стали замечать, что, если подобранные линзы были площе значений кератометрии, то роговица уплощалась соответствующим образом. Это наблюдение привело к возможности сознательно манипулировать уплощением с целью эффективного улучшения зрения без дополнительных средств коррекции. Самым ранним отчетом об этом является протокол Второго Международного конгресса по контактным линзам в Чикаго в 1962 году, когда Джордж Джессен выступил с докладом о своей технике ОртоФокус. Он использовал стандартные плоские линзы из ПММА, которые были подобраны площе кривизны роговицы и использовал полученную слезную пленку для коррекции близорукости пациента.
Недостатки
Плохая центрация
В то время как этот метод позволил достичь незначительных улучшений зрения без дополнительной коррекции, он не обошелся без существенных проблем. Любой, кто видел плоскую посадку жеской линзы, знает, что у них плохая центрация и избыточная подвижность. Так как линзы, подобранные Джессоном, были намного площе, чем значения кератометрии, эти проблемы были более критичными, чем те, что были замечены при подборе слегка уплощенной жесткой линзы.
Плохая центрация и избыточная подвижность означали, что эти линзы были весьма неудобными во время ношения. Это усугублялось контактом века с плоскими краями плоской линзы стандартного дизайна.
Рис 1. Жесткая линза с плохой центрацией и избыточной подвижностью.
Низкая пропускаемость кислорода
К этому добавились проблемы, связанные с материалом, так как в ПММА практически отсутствовала кислородопроницаемость. Длительное ношение могло привести к таким осложнениям, как неоваскуляризация, а в краткосрочной перспективе к возможному отеку, ведущему к укручению роговицы, сводя на нет уплощение, для достижения которого и был произведен подбор. Это в особенности относилось к ночным линзам. Поэтому этот тип линз подходил только для дневного ношения и улучшение зрения без дополнительной коррекции было заметно только несколько часов во второй половине дня или вечером. Поскольку достигаемая коррекция составляла всего около 1-2 диоптрий, этот метод не представлял собой эффективной альтернативы для большинства пациентов и поэтому не получил широкого распространения.
Современная ортокератология
Дизайн с обратной геометрией
В течении следующих двух десятилетий ортокератология, по мере развития её популярности, оставалась прерогативой горстки увлеченных энтузиастов. На счету некоторых из этих первопроходцев создание дизайнов линз, которые мы узнаём и сегодня. Они начали понимать, что для улучшения стабильности линз и их подбора в целом, их кривизна на переферии должна быть круче, чем заведомо плоская базовая кривизна. Прошло время, прежде, чем усовершенствование станков позволило вытачивать линзы с такой сложной геометрией, нагнав теорию. Однако, как только это стало возможным, ортокератология начала обретать форму, в которой она нам известна сейчас.
Рис 2 + 3. Разработка линз с обратной геометрией
Неожиданным результатом перехода на дизайн с обратной геометрией стал тот факт, что степень коррекции миопии может быть увеличена. Вместо одной или двух диоптрий, которые были возможны ранее, коррекция достигала 4-х диоптрий и достигалась с первой линзой. Это было связано с тем, что изменились силы, действующие на роговицу. Вместо того, чтобы давить на центральную часть роговицы, она превратилась в формирующую силу, и это способствовало более эффективной коррекции.
Разработки в области материалов для контактных линз
За аналогичный период были достигнуты огромные успехи в производстве материалов для жестких контактных линз, которые позволили увеличить их кислородопроницаемость. Как только были разработаны материалы с достаточным уровнем кислородопроницаемости, стало возможным ночное ношение ортокератологических линз. Это означало, что пациенты могли носить линзы во время сна и снимать их утром, имея хорошее зрение весь день.
Научно-технический прогресс
Еще одним значительным событием стало появление доступных для специалистов контактной коррекции и недорогих устройств для корнеотопографии. До этого мониторинг изменений формы роговицы у пациентов с орто-К линзами проводилось только с помощью кератометрии, которая не давала информации об изменениях на переферии. Точно определить положение линзы во время ночного ношения не представлялось возможным. Поэтому не представлялось возможным точно определить, какие изменения линз были необходимы для коррекции любой децентрации. Как только появилась топография, стало возможным проводить скрининг пациентов, которым этот тип коррекции не подходит, создавать индивидуальные дизайны линз для конкретных роговиц и отслеживать изменения после ношения линз.
Рис 4 + 5. Corneal topography.
Заключение
Специалистам, которые только начинают свое ортокератологическое путешествие, очень повезло, что их практика начинается в такой момент времени, когда их предшественники уже создали процесс, превратив его в успешный метод, который мы наблюдаем сегодня. Мы благодарны тем специалистам, которые создали дизайн с обратной геометрией, устойчивые материалы с высоким Дк и инженерам, подарившим нам доступные и точные топографы.
Мы благодарим Кэйти Харроп за её вклад в создании этого выпуска Global Insight.
.
Кэйти Харроп получила квалификацию оптометриста в 1999 году. Несколько лет она занималась частной практикой, подбирая различные типы контактных линз. В 2005 году она начала работать в компании No7 Contact Lenses в должности менеджера по профессиональным услугам. В 2018 году она была назначена директором по профессиональным услугам. С начала своей работы в No7 Кэйти много выступала на различные темы, связанные с контактными линзами, в частности, по ортокератологии, жестким ГП линзам, склеральным и гибридным линзам, и линзам для нерегулярных роговиц, как в Великобритании, так и за рубежом. Она проводит обучение по ортокератологии, жестким ГП и склеральным линзам для студентов многих факультетов оптометрии в Великобритании. Она является членом BCLA и бывшим членом совета BCLA (Британская ассоциация контактологов).